Макросъемка муравья
/ Уроки / 29.01.2013Фотограф Алекс Уайлд из Иллинойса поделился своей техникой съемки насекомых на примере муравья. Думаем, его статья будет интересна не только новичкам, но и опытным фотографам.
Одним из моих недавних проектов была простая, на первый взгляд, съемка муравья на черном фоне. С помощью черного цвета можно легко добиться идеального фона в верхней части фотографии. Для этого достаточно иметь мощный источник света на переднем плане, который смог бы подавить окружающее освещение. В то же время существуют и некоторые трудности в организации полностью черного фона. Главными элементами при такой съемке являются прозрачная подложка и мощные импульсные лампы. Если объект съемки находится на стекле, которое располагается на достаточной высоте, чтобы не отражаться от каких-либо поверхностей снизу, то тогда, с помощью мощного источника света на переднем плане, можно таким образом подсветить объект, что часть света рассеется сквозь прозрачную подложку. И под определенным углом стекло становится практическим полностью незаметным, при этом отражение объекта никуда не исчезает.
Еще одной особенностью такого рода съемки является фоновая подсветка. Поскольку моей задачей было подчеркнуть волоски муравья, особенно псаммофоры под его головой, то мне нужна была такая подсветка, которая могла бы отразить всю настоящесть насекомого. Таким образом, суть данного метода заключалась в том, чтобы расположить источники света в нужных местах вокруг поднятой стеклянной сцены.
Вот то, что нам понадобится:
1 живой, достаточной волосатости, муравей;
1 лист оконного стекла размером приблизительно 20 x 25 см;
1 небольшая чашка Петри;
2 кофейные кружки;
1 кусок черной ткани;
3 импульсных лампы с удаленным управлением;
3 небольших софтбокса для вспышки;
1 цифровая зеркальная фотокамера с макрообъективом, позволяющим получить масштаб 1:2;
1 вентилятор;
чистящее средство для стекол и бумажные полотенца.
Очистите стекло от пятен и отпечатков пальцев, а с помощью вентилятора удалите с него всю пыль. Расстелите черную ткань, на нее поставьте кофейные кружки (расстояние между ними должно быть 15-20 см), сверху на них положите стекло. Загоните муравья в центр и накройте его чашкой Петри.
На каждую импульсную лампу прикрепите софтбокс. Расположите два из них по углам позади стекла. Эти две лампы фоновой подсветки крайне важны - они позволяют создать очертания муравья и подчеркнуть его торчащие волоски.
Обеденный стол идеально подходит для макросъемки.
Импульсные лампы должны быть установлены примерно в десяти сантиметрах друг от друга; кроме этого, убедитесь, что за ними имеется открытое пространство, равное примерно одному метру. Установите на лампах уровень мощности приблизительно в 1/16 или 1/14. Такое расположение - фоновые лампы и камера, направленная в центр, - позволяет получить отражение в центральной области стекла. А его темное пространство - это сцена вашего снимка.
Взгляд, отображающий фоновую подсветку и центральное темное пространство, на получившуюся мини-студию с помощью «фишайного» объектива.
Переключите камеру и способ фокусировки в ручные режимы. При макросъемке гораздо проще фокусироваться, физически перемещаясь вперед-назад, чем путем вращения фокусного кольца, или же, что еще хуже, используя автофокус. Чтобы получить подходящую глубину резкости, установите значение диафрагмы (конечно, зависящее от конкретного объектива), равное по меньшей мере f/11, но не более чем f/18. ISO должно быть равным 400, а то и меньше: нужно максимально снизить шумы на снимке. Выдержка не должна превышать максимально возможную выдержку синхронизации вспышки, но при этом должна быть достаточно быстрой, чтобы избежать засветки окружающим освещением.
При съемке расположитесь прямо над уровнем стекла. Поскольку муравей непредсказуем и движения его трудно отследить, не используйте штатив, а снимайте с рук.
После того как муравей успокоится и застынет ненадолго на месте, можно будет убрать чашку: если вам повезет, у вас будет несколько секунд, прежде чем он снова начнет двигаться, для того, чтобы сделать пару снимков. В обратном случае снова загоните его в центр сцены и накройте чашкой Петри. Если вам попадется уж слишком резвый экземпляр, то вы, возможно, сможете убедить его посидеть смирно, капнув на стол каплю сладкой воды.
Применив описанную выше фоновую подсветку, у вас должна получиться фотография приблизительно такого плана:
Муравей, подсвеченный двумя фоновыми импульсными лампами: получившийся эффект их применения можно видеть на его очертании и волосках.
Для того чтобы подчеркнуть текстуру и детали муравьиного тела, одной фоновой подсветки недостаточно: еще понадобится подсветка и переднего плана. Поэтому установите (либо держите рукой) третью импульсную лампу с прикрепленным софтбоксом прямо над муравьем; при этом сама лампа не должна попасть в кадр. Чем ближе лампа с софтбоксом к объекту съемки, тем эффективнее рассеивание света. Уровень мощности данной лампы должен быть выше, чем у фоновых ламп. Например, если уровень мощности фоновых ламп равен 1/8, то для лампы переднего плана он должен равняться 1/4 либо 1/2. Чтобы настроить экспозицию снимка, установите необходимые значения ISO, диафрагмы и мощность лампы. В итоге у вас должно получиться примерно такое изображение:
Обратите внимание на повторяющиеся отражения верхней и нижней поверхности стекла.
Поскольку свет отражается и от верхней, и от нижней поверхности, то характер отражения всецело зависит от угла съемки. Для того чтобы максимально уменьшить эти вторичные отражения, необходимо либо снимать с более низкого угла, либо же использовать более широкий кусок стекла. Окончательное изображение получено при съемки с угла, равного практически нулю:
Если хотите, можете еще выполнить и постобработку получившегося снимка.
я читал про это в журнале фото!!!